Без заголовка. Галина дмитрук: «мои куклы - живые женские образы, слегка прикрытые от посторонних глаз…» - интервью Дмитрук куклы

Без заголовка. Галина дмитрук: «мои куклы - живые женские образы, слегка прикрытые от посторонних глаз…» - интервью Дмитрук куклы

Дарить людям минуты счастью можно абсолютно по-разному. И намного приятней, если сам от этого получаешь неимоверное удовольствие. Галина Дмитрук, один из немногих мастеров авторской интерьерной куклы в Беларуси, нашла свой способ делать этот мир прекрасней.

Кукольный дизайн в Беларуси начал развиваться сравнительно недавно ― около четырех лет назад. Галина, несмотря на свой юный возраст (на сегодняшний день девушке всего 25) и специальность журналиста, ― один из мастеров, стоящих у истоков этого искусства в нашей стране.

Начиная с 2007 года, Галина принимала участие более чем в 15 международных выставках. У нее около 60 работ, но большинство из них можно увидеть лишь на снимках ― почти все разъехались по разным уголкам мира, в частные коллекции ценителей.

Самое интригующее, что ее творения ― отнюдь не классические фарфоровые красавицы с золотыми кудрями и пустой улыбкой, а готические аристократки и мистические ведьмочки, немного пугающие силой образа, но, бесспорно, чарующие.
Галина рассказала нам о «рождении» необычных кукол и процессе их создания.

― Галина, в свои 25 лет ты уже успела поработать журналистом на республиканском телеканале, учителем белорусского языка и литературы в школе. Однако нашла себя совершенно в ином…

― Да, я человек очень активный. Никто не знает, сколько ему предначертано, поэтому иногда мне кажется, что даже если мне осталось лет 80, все равно этого очень мало, чтобы успеть все.

Внутренний комфорт для меня сегодня самое важное. Раньше многое приходилось делать с чувством, что этого от меня ждут родители, работодатели, социум. Но после рождения моего малыша (Марку годик) почувствовала в себе внутреннюю уверенность. Наконец сумела правильно расставить приоритеты. Ведь от себя не уйдешь ― хочется заниматься тем, в чем ты можешь быть уникален.

Возможно, прозвучит немного наивно, но с самого раннего детства я постоянно что-то рисовала и делала свомим руками. В более сознательном возрасте начала перешивать одежду. Паралелльно с этим всегда одним из любимых «развлечений» были куклы. В них все мои творческие возможности как-то очень логично и сошлись: умение шить, видение нетрадиционных фасонов, ощущение цвета и фактуры. Тем более ни одно другое занятие не приносит мне столько удовлетворения и ощущения гармонии.


― Как «родилась» твоя первая кукла?

― Свою первую куклу я увидела во сне. Проснувшись, нашла какую-то деревяшку и интуитивно, не имея никаких специальных навыков, вырезала голову, руки и ноги. Профессиональный этап творчества начался немного позже.

― Наверное, все идет из детства. Я была такая вредина (смеется) ― все время ближе к «темненькому» персонажу. И до сих пор меня просто разрывает от этого образа. В нем есть что-то дико притягательное и живое. Однако отнюдь не все мои работы такие своенравные. Есть и та же романтичная девушка, ожидающая своего принца на белом коне, и наивная глупышка с рыжими локонами. Среди них нашлось место даже испепеляющей одним лишь взглядом старой деве.


― Твои работы выполнены в индивидуальном стиле, единственном в своем роде как в Беларуси, так, возможно, и во всей Европе. Как бы ты его охарактеризовала?

― Я бы назвала эту манеру искаженым реализмом. Да, не удивляйтесь, все-таки реализм, потому что мне очень нравится натуральная красота и естественность. Одновременно с этим сильно искажаю эту красоту в сторону гипертрофированности. Если я вижу во внешности или образе женщины элемент, который меня восхищает, то непременно его сильно увеличу, гипербализирую. Если это худые ноги, то обязательно будут и очень длинные. Выразительные глаза ― невероятно большие.

Образы, костюмы... нельзя сказать, что это готика в ее традиционном понимании, скорее, интерпритированная моим восприятием.


― Когда мастер создают куклу, он, образно говоря, вдыхает в нее жизнь. Во многих религиях раньше и вовсе запрещали изображать фигуры людей. Верешь ли ты в «магию» кукол?

― Авторские куклы — они живые. И в их магию, конечно, верю.
Был случай, я делала куклу для своей преподавательницы, которая всегда мечтала танцевать. Фарфоровая танцовщица со спущенными ножками получилась ее уменьшенной копией. Но у куклы постоянно ломались ноги. Каково было мое удивление, когда я встретила преподавательницу с палочкой после перелома. Ту работу ей так и не подарила. Продать куклу до сих пор не решаюсь.

И такие невероятные случаи могу рассказать чуть ли не о каждой своей кукле.

― Некоторые мастера зашивают сердечко в куклу, мол, чтобы она ожила. Как ты вдыхаешь жизнь в своих персонажей?

― Глаза! Для меня это ключевой момент в кукле. У моих работ они становятся все больше и больше. Взглянул в глаза, словил контакт… и пошло тепло в сердце. Только потом ты замечаешь, что у куклы тонкие пальцы, что она что-то держит в руках и так далее. Верю, что кукла глазами может каким-то образом взаимодействовать с этим миром.

Еще один значительный момент ― в нарядах и образах всех моих кукл есть элементы винтажности. Я постоянно использую антикварные вещи. Будь то фата мамы моего мужа, которую ей, в свою очередь, прислала мама из Аргентины лет 50 назад, или маленькая монетка со времен царской России.

Только прочувствуйте: кажется, обычный кусок тряпки, а сколько человеческих судеб «она видела». Ведь к этой фате относились определенным образом, бережно хранили, раз она дошла до меня через столько лет. Это лучше, чем любое сердечко или заклинание! Оно «живое», со своей невероятной историей.


― Кукла — это синтез скульптуры, художественного искусства, дизайна, мастерства парикмахера, башмачника, портного… Так сколько же времени уходит на ее создание?

― Около трех недель. Мои куклы абсолютно разного размера: от тридцати пяти сантиметров до метра и даже больше. Трудоемкая работа!

Сначала из гипса лепится форма, в которую чуть позже заливается фарфор. Когда материал подсох, но еще не застыл, я приступаю к корректировке: делаю разрез глаз, форму губ и бровей, создаю настроение героини. Затем приступаю к шлифовке деталей и созданию каркаса. Этап создания костюма мне особенно нравится. Ты пришиваешь последний камешек — и вот он, момент истины! Ощущение радости от того, что твоя миссия как художника выполнена и теперь-то куклу можно «отпустить», — несравнимо ни с чем. Несмотря на то что вкладываю очень многое в кукол, учусь отпускать их с легкостью. И, конечно, стараюсь постоянно поддерживать связь с теми, кто их приобрел. Даже есть мечта побывать во всех странах, куда переехали мои куклы.


― Что для тебя главное, когда ты «отпускаешь свое детище в мир»?

― Чтобы человек ценил и понимал куклу. Многие из людей, которые приобретали у меня работы, даже комнаты специально под них декорировали.

Я верю, что каким-то образом кукла может влиять на человека. Даже если ты утром встал, взглянул на нее и просто улыбнулся ― это уже заряд позитива, который несешь в себе и даришь встретившимся тебе по пути людям, семье, коллегам. У них, в свою очередь, от этого тоже настроение поднялось. И пошло… Как дорожка из домино! Все это можно сравнить с эффектом взмаха крыла бабочки, от которого на другом континенте может произойти цунами.

Да, именно такими утопическими мыслями я руководствуюсь, когда творю! (смеется)

С древности люди придавали изображению человека почти мистические свойства . Недаром многие религии, например мусульманство, вообще запрещали изображать не только фигуры людей , но и животных. Осмелившийся воссоздать образ живого существа считался грешником, который стремится стать равным самому Богу, ведь вдыхать душу в неживую глину может только Создатель.

К счастью, христианские религии были терпимее к стремлению людей создавать собственные изображения. Поэтому и сохранились до наших дней некоторые языческие обряды, связанные с фигурками человека , вырезанными из дерева или слепленными из глины. Например, считалось, что с их помощью можно навести на своего врага «порчу». При этом портретное сходство не учитывалось, основополагающей была вера в то, что в этой кукле сосредоточена сущность жертвы, ее душа

Однако фигурки людей нашли себе и безобидное применение - их создавали для игры детям. Куклы , красивые, но порой пустые и бездушные, с большими стеклянными глазами, в которых только дети с их фантазией могли отыскать чувства, стали желанным подарком для любого ребенка, а еще можно вместе с детьми развлекаться, проговаривая скороговорки с буквой р

Памятные, тщательно сделанные фигурки люди берегли, хранили на видном месте. Так появились декоративные куклы , предназначенные уже для украшения дома . Их стали производить специально, причем с годами сформировался определенный образец “кукольной ” красоты. Золотокудрых голубоглазых барышень и розовых пупсов веками штамповали на радость людям.

Но… куда подевалась душа творенья? Где же та энергетика , которую испокон веков вкладывали в собственные изображения наши предки? Неужели в эпоху массовой культуры не осталось даже следов исконной уникальности каждого созданного человеческого образа?

К счастью, не все так драматично. Авторские интерьерные куклы - это и пышное великолепие, призванное радовать избалованный взгляд зрителя, и тот внутренний стержень, что внезапно заставит вас оглянуться, чтобы еще раз убедиться, что кукла на вас пристально смотрит…

Чтобы понять этот необычный вид искусства , предлагаем взглянуть на него глазами мастера интерьерной куклы - глазами Галины Дмитрук .

Воплощенная мечта

Галина Дмитрук - одна из тех счастливых людей, которые сумели превратить хобби в профессию. Но идти к этому пришлось очень долго. Несмотря на увлечение живописью в детстве, Галина не получила художественного образования. Судьба привела ее в педагогический институт, где будущий мастер кукол постигала также азы журналистики.

Параллельно учебе печаталась в республиканской прессе, а также была заместителем главного редактора студенческой газеты «Шкаляр «, работала в студенческом пресс-центре. А на пятом курсе пришла на СТВ корреспондентом. Но все свободное время посвящала творчеству, будь то отпуск или перерывы между работами. И этого времени катастрофически не хватало. Поэтому, решив не разрываться и не терзаться выбором, Галина в мае этого года покинула журналистику. Увлечение оказалось сильнее, потому что, как она призналась, открывает возможности полной искренности в самовыражении.

- Свою первую куклу я сделала еще в десятом классе. Желание создавать было настолько сильным, что я взяла в руки резак и принялась бороться с деревом. В итоге творенье было щедро полито потом и кровью, причем в прямом значении последнего слова , – улыбается Галина.

Она всегда бралась за самое сложное. В Мастерскую авторской куклы Ирины Штефан пришла учиться именно работе с фарфором . Несмотря на то, что теперь создает своих героев не только из этого материала, но и из пластика , он остается любимым. Ведь для фарфоровой скульптуры характерны пластичность жестов и поз, тончайшие переливы цвета, а также четкость и строгость, что особенно важно для художницы.

- Я не делаю ничего мягкого и пушистого, потому что сама не такая! – с особым блеском в глазах уверяет Галина.

Фантастические персонажи, мистические образы, утонченные готические красавицы в полной мере характеризуют ее почерк. Кроме того, она считает, что ей характерно именно мужское видение в творчестве.

- Мои работы отражают взгляд на женскую красоту. Причем в некоторые из них вложена доля эротики.

Галина Дмитрук приняла участие уже более чем в 10-ти международных и республиканских выставках . Несмотря на то, что времени на одну работу уходит очень много, за последние три года создала около 35 работ. Некоторые из них уже нашли своих хозяев и пополнили частные коллекции Беларуси, России, Швейцарии, США.

Мистика и реальность

- Авторские куклы всегда очень живые, ведь они созданы руками человека , – воодушевленно рассказывает художница. - Не только я в процессе работы могу разговаривать с ними, но и посетителям выставок кажется, что у кукол действительно есть душа . И если это сильный образ, обладающий ярким темпераментом, то с виду неживая фигурка может конфликтовать с человеком. Думаю, многие верят в энергетику и ощущают ее. Бывают случаи, когда куклы буквально выживают хозяев. Тогда творенье возвращают автору, и я всегда с пониманием относилась к таким ситуациям. Я сама могу жить только с теми из моих созданий, с кем мне комфортно, у кого такой же внутренний мир. Наиболее мне близки по духу Валькирия (королева перелетных птиц) и Берта (прима погорелого театра). Нелюбимые - хранятся за дверью, я показываю их только посетителям.

Почему же то, что художник делает своими руками, внезапно приобретает черты характера ему не свойственные?

- Куклы легко выходят из-под контроля, можно сказать, диктуют свои условия. Бывает, задумаешь один образ, а в итоге получится ему противоположный. С этим приходится мириться, но, если новый образ тебя разочаровал, очень сложно заставить себя завершить работу. Когда все сделано, кукла живет и обязательно понравится кому-нибудь другому, но, конечно, автору приятнее, когда посетителей впечатляют именно его любимцы.

“Панна DOLL/Я”

Именно так называется первый авторский проект Галины Дмитрук . Выставка разместилась в Литературном музее Максима Богдановича. Кроме интерьерных кукол посетителям представлены избранные работы фотохудожника Николая Маминова .

- С Николаем Маминовым мы знакомы около года. Из всех доступных мне фотохудожников он самый талантливый, и мне очень нравится специфика его съёмки. Тем более, что мы вдвоём выбираем главным объектом творчества женскую натуру.

Суть этого проекта в противопоставлении рожденных фантазией образов авторской куклы и художественного фото, синтезе “остановленной жизни ” и “мечтаний, воплощенных в скульптуре ”. Саму выставку кукол по замыслу можно разделить на три части.

Первая – это персонажи “Алисы в стране чудес ”. Галина предлагает свое видение этой взрослой сказки, в каждый образ вносит что-то новое, пытается продолжить Кэрролла , воссоздает ненаписанные строки предыстории некоторых персонажей, например Герцогини.

Часть вторая - “Королевны ”. Это коллекция больших фарфоровых кукол (высотой более метра ). Нестандартные образы знакомых фантастических героев, виртуозное исполнение и, конечно, тот самый темперамент, что заметен в каждом штрихе и жесте.

Третью часть составляют более старые творения, потому что автор решила ничего не скрывать от зрителей и выставила все, что только было у нее дома. А это 20 скульптурных работ . Здесь можно увидеть и самую первую деревянную куклу Галины, и необычного мужского персонажа с именем Моц Арт, прототипом которого является ее муж.

Разумеется, выставка привлекает внимание не только поклонников изящного искусства , но и детишек. Они просто в восторге от увиденного, и единственное, что мешает им чувствовать себя на седьмом небе, - это то, что нельзя такую красоту потрогать собственными руками. В отличие от дам, что пишут на форуме про прямую угрозу для детской психики, исходящую от кукол , дети не видят в живых и загадочных героях ничего страшного. Пугаются только взрослые. А ведь арт-объекты совсем не рассчитаны на детей, как раз наоборот.

Однако радует то, что способных понять это удивительное искусство все же больше.

Если вы тоже хотите увидеть все своими глазами, приходите в Литературный музей Максима Богдановича : Минск, ул. Богдановича, 7а; с 10:00 до 17:00 . Выставка продлится до 13 октября включительно.

Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье», - объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно: «Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота - это откровение, беззащитность, оголенный нерв, - рассказывает художница. - Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, - объясняет наша героиня. - Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, - уверена Галина. - Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы - кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина - очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка - это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач - очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, - рассказывает мастер. - При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» - работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах. «Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа - обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, - объясняет героиня. - Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный - полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2-3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, - улыбаясь, рассказывает художница. - Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины - не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, - говорит мастер. - Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов: «Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно понять, что белорусское искусство тоже имеет место быть, что оно достойно уважения?» Даже в мусульманской стране к куклам Галины отнеслись гораздо лучше, чем дома: «У меня был чудесный опыт экспонирования своих кукол в Азербайджане. Там мои работы были восприняты более демократично, нежели в Беларуси».

Получить такую куклу может далеко не каждый. «Я никогда не делаю кукол на заказ. Это не рынок, не коммерческий проект, - рассказывает Галина. - Если мне понравился человек, у него будет моя работа. Такие люди специально создают пространство для моих картин, вписывают их в свои дома. А если я вижу, что человек хочет от меня просто декоративную вещь, то извините, моя кукла не для вас».

Последний временный дом для новых Галининых работ - Музей современного искусства. Выставка под названием Lux interior проходила до 30 марта.

«В переводе с латыни „Lux interior“ означает „внутренний свет“. Название не имеет ничего общего с евроремонтами, - объясняет Галина. - Мои куклы не являются рабами интерьеров. Они не сделаны под фиолетовый комод или под розовую комнату. Ведь кукла никогда не поменяется. А зритель либо изменит свое отношение к миру, либо уйдет, поняв, что он здесь лишний».

Художница уверена, что ее фантазия может изменить мир к лучшему: «Я не живу в замке и не питаюсь летучими мышами, как многие думают. На мне большая ответственность за то, как люди меняются, глядя на мои работы. Пока я только надеюсь, что меня правильно поймут. Если кроме оголенной скульптуры человек не видел других работ в стиле ню, то довольно сложно судить о моих картинах. Очень хочется, чтобы белорусский зритель стал более открытым для того, чего он раньше не видел».

В феврале в Минске выставка похожих откровенных кукол. Телеведущая и модель Ирина Хануник-Ромбальская продемонстрировала в своих работах изнанку модельного бизнеса. Тогда у некоторых зрителей возникло чувство дежавю. «К куклам Ирины Хануник-Ромбальской никакого отношения не имею. Я не учила ее, не давала никаких мастер-классов, - рассказывает Галина. - Года два назад Ирина приобрела у меня куклу. С этого, наверное, началось ее увлечение. Но я хотела бы предостеречь белорусского зрителя и объяснить, что есть фейк, а есть оригинал. Это очень важно. Работы Ирины - это чистой воды плагиат как минимум у двух художников. Ситуация с выставкой очень затронула и поразила многих людей: кукольников, коллекционеров».

Ирину Хануник-Ромбальскую такое обвинение шокировало: «Если углубиться в дефиниции модного понятия фейк, то есть еще и люди-фейки. Безумно жаль, что человек, которого считал близким, оказался одним из них. Ни одного плохого слова от меня в адрес Гали никто и никогда не слышал. Лишь уважение, радость ее достижениям и защита, когда те самые пресловутые кукольники обвиняли в плагиате у одного российского автора ее саму. Хотелось эпатажа или скандала? Автор ошиблась. Есть у меня на данном жизненном этапе другие занятия и чаяния».

В малом зале Музея современного изобразительного искусства вечером 19 марта буквально яблоку негде было упасть. Минчане хлынули на открытие выставки мастера интерьерной куклы Галины Дмитрук Lux interior, что в переводе с латыни обозначает "внутренний свет". Куклы Галины не так просты, какими могут показаться на первый взгляд. Убедиться в этом пришли и стар и млад, несмотря на возрастное ограничение "18+" для посетителей выставки.

Галина редко выставляет свои удивительные работы в Беларуси: раз, максимум два раза в год. Поэтому люди, пришедшие на открытие дерзкой, провокационной экспозиции обступили автора плотной стеной и забрасывали вопросами: "А почему куклы такие мрачные?", "Вам не кажется, что они жуткие?", "Что вы хотели сказать этой куклой?", Из чего вы их делаете?", "Как влияют куклы на вашу жизнь?"... Галина с улыбкой на лице спокойно и подробно отвечала на все вопросы, неустанно повторяя, что в ее работах нет ничего демонического, кровавого.



"Это не просто куклы — это куклы-картины, раскрывающие двойственность понятий "свобода", "мода" и "красота", которые смотрят на нас из полумрака композиций глазами, полными внутреннего света. Интерьер переосмысливается Галиной Дмитрук как внутреннее пространство. А куклы становятся не только частью интерьера — в них заложено свое собственное внутреннее пространство, наполненное противоположными эмоциями" , — сообщают пришедшим на выставку ее кураторы. Но сама Галина понятие "мода" относительно своих кукол отвергает напрочь: "Тем, кто пришел сюда, я хочу сказать, что эти куклы не имеют ничего общего ни с женской грациозностью, ни с модельным бизнесом ничего абсолютно" .


"А автор этих кукол такая милая! Странно…" — послышалась реплика в толпе, оброненная молодой девушкой, которая старательно снимала кукол на телефон. Впрочем, не только она была удивлена тем, что Галина Дмитрук очень милая, общительная и веселая девушка, которая говорит о своем серьезном творчестве, смеясь. Многие, познакомившись с экспозицией, ожидали увидеть молчаливую женщину с суровой печатью многоговорящего страдания на лице.

"Я о куклах говорить вообще не люблю у меня лучше получается их делать , — делится с посетителями выставки Галина. — Мой муж такого же мнения. Вообще, я не планировала делать выставку в Беларуси. Те люди, которые меня знают, подтвердят, что я очень искренний, честный и честолюбивый человек. Если я вижу, что публика меня не понимает, я не пойду к ней. Так получается, что с белорусским зрителем мне находить контакт непросто, хотя здесь очень много удивительных, добрых и умных людей и у меня самые добрые посылы. Но я вижу, что вас пришло так много, значит, есть люди, которым это интересно" .

"Вы видите, что здесь большинство женских образов, но, как ни странно, на их создание меня вдохновляли мужчины. Мне часто говорят: "Галя, твои куклы так похожи на тебя!", но моя главная муза мой супруг, и все мои куклы похожи на него! Он видит меня постоянно: в грязной рубашке, среди разбросанных кисточек и красок… Но я не думаю об этом. Мне кажется, я живу совершенно другой жизнью, не такой, как другие люди, я вечно в своих фантазиях. Мне хочется верить, что мои фантазии изменят мир к лучшему…"


"Это не злые, не черные, не драматичные работы. Они просто сложные , — объясняет Галина. Если вы это поймете, то наградой вам за это будет катарсис это я вам обещаю!"

Поздравить Галину Дмитрук с персональной выставкой пришла известная белорусская художница Анна Силивончик . Она поделилась с Naviny.by впечатлениями от сложных работ Галины: "Меня привлекает и восхищает то, что Галя как художник очень органична в своем творчестве. То, что мы видим в ее работах, это, наверняка, автопортреты художника, какие-то ее состояния и настроения и наоборот — глядя на Галю, сразу представляешь ее кукол. Это говорит о том, что художник в своем творчестве настоящий, честный, не лукавит, а это дорогого стоит.

Конечно, европейский зритель более подготовлен к чему-то такому нестандартному и, может быть, провокационному, к тому, что не прилизано, как часто бывает у нас. Но, с другой стороны, именно поэтому у нас такая выставка может вызвать какой-то резонанс, какой-то отклик, и не важно, отрицательный или положительный это в любом случае хорошо. В Европе же, наверное, такая выставка уже не вызовет резонанса" .


Тем временем Галина активно общалась со своим зрителем: "Видите, у них очень фактурные лица, поэтому они постоянно меняются: иначе упадет свет, и кукла уже другая. Как портрет Дориана Грея, только без мистической окраски. Я с ними как с людьми, бывает, чувствую себя, такие они живые…"


Когда я обратилась к Галине за комментарием, она нисколько не удивилась белорусскому языку и не начала, как часто бывает, извиняться за то, что любит язык, но не может на нем говорить. Художница легко перешла на белорусский, приятно удивив меня гладкой и красивой речью: "Канешне, я ведала, што рэакцыя гледачоў будзе рознай і неадназначнай, бо мяне прынята лічыць падпольшчыцай я маю на ўвазе, што я не мэйнстрым, а хутчэй андэрграўнд. Паколькі я свае работы выстаўляю вельмі рэдка ў Беларусі, то людзі чакаюць выставу, каб паглядзець на іх. Некаторыя нават да мяне дадому прыходзяць, каб паглядзець на новыя лялькі! Вельмі часта мае лялькі наогул не бачаць шырокага гледача, бо адразу трапляюць у калекцыю куды-небудзь за мяжу і натуральна іх убачыць ужо немагчыма.


А неадназначны погляд на мае творы гэта нармальна, я сама такая неадназначная (усміхаецца). Ніколі не варта меркаваць нешта пра чалавека па ягоным знешнім выглядзе. І па мне таксама. Я не жыву ў нейкім палацы, не харчуюся кажанамі ці іншымі пачварамі. Я звычайны чалавек, у мяне ёсць сям"я: муж, сын. Пра лялек можна думаць рознае. Для мяне яны добрыя, яркія, неардынарныя. Яны не нясуць ні смерць, ні нейкі гвалт… Я столькі разоў чула просьбы кшталту: зрабіце мне ляльку пад мой інтэр’ер, пад мой камод… Канечне, я не раблю. Гэта мой лёс я не дзіцёнку ўвагу лішні раз надам, а сяду рабіць ляльку. Таму я маю права рабіць тое, што я хачу.

З беларускімі гледачамі і калекцыянерамі мне чамусьці складана камунікаваць. У нас літаральна тры-чатыры чалавекі, якія набываюць мае лялькі. Затое з еўрапейцамі, больш рухавымі, больш жывымі я лёгка знаходжу кантакт шмат маіх лялек у прыватных калекцыях у Еўропе. Прычым, калі чалавек набыў адну ляльку, ён абавязкова набудзе і другую, і трэцюю — зацягвае як наркотык. І трапляюць яны да людзей, якім за сорак, а зусім не да моладзі, як многія думаюць. Гэта працы для тых, хто пажыў на свеце і разумее мае работы" .

Художница также отметила, что Ирина Хануник-Ромбальская , которая недавно выставила своих манекенщиц, очень похожих по манере исполнения на работы Галины, никакого отношения к ее куклам не имеет. Галина опровергла слухи о том, будто она учила телеведущую кукольному ремеслу.

"Куклы - это очень личное, это фактически голая я...".

Галина Дмитрук — известный в Беларуси и за рубежом мастер авторской интерьерной куклы. Работы художницы экспонировались на международных и республиканских выставках в Беларуси, России, Украине, Азербайджане, Германии, Бельгии, Чехии, Испании. Куклы Галины являются лицом компании «The Clay and Paint Factory» (Бельгия) и популярного бренда скульптурного материала «Darwi». За семь лет автором создано около ста произведений. Работы художницы находятся в частных коллекциях в Беларуси, России, Украине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Испании, Чехии и США.

"Я журналист по профессии, филолог по образованию — учительница белорусской языка и литературы", — сказала художница. — Но в какой-то момент я поняла, что мои руки требуют работы со скульптурным материалом. И вот уже семь лет это является моей профессией".

По словам Дмитрук, она вносит в свои работы очень много мистического и иррационального, того, что она переживает внутри. "Мои работы — это преувеличение красок, гротеск, я ищу что-то настоящее в человеческих чувствах, в отношениях и передаю в куклах. А получается ли это готика, сюрреализм или модернизм, не могу объяснить",

"Я хочу продолжать развиваться как художник, я хочу продолжать выставляться, я хочу продолжать показывать свои работы там, где хотят меня видеть. К счастью, для меня вопрос денег остро не стоит. У меня изначально некоммерческие работы. Нужно быть совершенно сумасшедшим, чтобы рассчитывать на то, что мою "такую" куклу купят, рассчитывать, что на это можно жить. Работы я делаю настолько невписываемые ни в какие рамки, что и в рамки классических кукол для продажи они не вписываются.

Бесконечная красная линия

Золотая антилопа

Красная комната

Комната с видом на розовый сад

Комната с потайной дверью

"Обнаженная - не значит развратная, обнаженная - значит беззащитная, оголенная... как нерв!"

К сожалению, многие зрители дальше отдельных внешних деталей не идут. А жаль. Кстати, intimus с латыни - не пошлый и порнографичный, а внутренний, личный, глубинный. У каждой моей куклы, если не глазеть, а всматриваться, можно увидеть столько символов, столько мелочей - там каждый миллиметр объясняется, каждый миллиметр куклы, каждый миллиметр пространства вокруг нее.

Например, эта работа, где кукла в сыре с мышеловкой на пальце, - это человек, погрязший в собственных желаниях, их заложник. Там нужно смотреть, читать. Но большинство зрителей даже не думает об этом.

Желтая комната

Или, например, "Красная комната", где все видят девушку в пеньюаре с ушками зайчика. Образы, которые нам подсказывает журнал "playboy". На самом деле эта работа о том, как тебя оголяют, с тебя снимают шкуру, кожу - в угоду моде. В глазах этой девушки, запертой в клетку-коробку, зажатой в угол, - чувства не игрока, но игрушки. Но этого сразу не замечают, не хотят видеть. Смотрят пропорции, длину ног, губы, глаза, грудь. А ведь у каждой куклы история - история непростая, история сложная. Зрителю, быстро осмотрев куклу, стоило бы остановится и задуматься: "Что-то же этим всем хотел сказать автор, зачем-то ведь он ее сделал...".

Красная комната

Зеленая комната

Черная комната

Комната для двух сестер

― Свою первую куклу я увидела во сне. Проснувшись, нашла какую-то деревяшку и интуитивно, не имея никаких специальных навыков, вырезала голову, руки и ноги. Профессиональный этап творчества начался немного позже. ― Наверное, все идет из детства. Я была такая вредина (смеется) ― все время ближе к «темненькому» персонажу. И до сих пор меня просто разрывает от этого образа. В нем есть что-то дико притягательное и живое. Однако отнюдь не все мои работы такие своенравные. Есть и та же романтичная девушка, ожидающая своего принца на белом коне, и наивная глупышка с рыжими локонами. Среди них нашлось место даже испепеляющей одним лишь взглядом старой деве.

астер интерьерной куклы Галина Дмитрук создает неповторимые и неординарные женские образы. Выставка ее работ под названием «Lux interior» проходит в Музее современного изобразительного искусства.

По мнению автора, это не просто куклы — это куклы-картины, раскрывающие двойственность понятий свободы, моды и красоты, которые смотрят на нас из полумрака композиций глазами, полными внутреннего света. В то же время Галина отвергает напрочь понятие «мода» относительно своих кукол.

Также она рассказала, что на создание образов ее вдохновляют, как ни странно, мужчины. «Мне часто говорят: «Галя, твои куклы так похожи на тебя!», но моя главная муза — мой супруг, и все мои куклы похожи на него! Он видит меня постоянно: в грязной рубашке, среди разбросанных кисточек и красок… Но я не думаю об этом. Мне кажется, я живу совершенно другой жизнью, не такой, как другие люди, я вечно в своих фантазиях. Мне хочется верить, что мои фантазии изменят мир к лучшему», — отметила Галина. Тем, кто пришел сюда, я хочу сказать, что эти куклы не имеют ничего общего ни с женской грациозностью, ни с модельным бизнесом — ничего абсолютно», — отметила художница. А на вопрос, почему все куклы у нее получаются такими мрачными, Галина Дмитрук заявила: «Это не злые, не черные, не драматичные работы. Они просто сложные. Если вы это поймете, то наградой вам будет катарсис, это я вам обещаю».

Галина Дмитрук — известный в Беларуси и за рубежом мастер авторской интерьерной куклы. Работы художницы экспонировались на международных и республиканских выставках в Беларуси, России, Украине, Азербайджане, Германии, Бельгии, Чехии, Испании. Куклы Галины являются лицом компании «The Clay and Paint Factory» (Бельгия) и популярного бренда скульптурного материала «Darwi». За семь лет автором создано около ста произведений. Работы художницы находятся в частных коллекциях в Беларуси, России, Украине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Испании, Чехии и США.

уклы Галины Дмитрук (те что я видела) довольно таки большие, примерно метр роста, и совершенно живые. Ее работы вдохновили меня попробовать поработать с пластикой, конечно это далеко от ее работ, но это мой опыт, но сейчас не об этом.
Итак не буду больше томить, думаю равнодушных не будет, эти девочки неповторимы…





































Недавно мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с замечательным автором кукол , Галиной Дмитрук .

Она создает потрясающих авторских интерьерных кукол.




Расскажите немного о себе

— Я не люблю говорить о себе. Если бы могла достаточно красноречиво выражать свои мысли и чувства, то писала бы стихи, романы, мемуары… Но весь мой рассказ о себе можно прочесть только в моих работах: в изломанных линиях поз, удлиненных в бесконечность пальцев рук, влажных глазах. В моих куклах я передаю почти все, что происходит в моей жизни в данный момент.
Я живу и работаю в Белоруссии. В разных городах. У меня нет какого-то конкретного фиксированного места, мастерской. Моя мастерская у меня в голове.




С чего Вы начинали и как пришли к куклам?

— Творчество было в моей жизни всегда. Рисунок, скульптура, всевозможные виды декоративно-прикладного искусства, фотография. К сожалению, в детстве я не проявила настойчивости и не получила художественного образования. Ведь мои родители хотели, чтобы их дочь непременно получила «серьезную профессию». По образованию я филолог и журналист. Наверное, если бы моя тяга к искусству была не столь сильной, так бы и работала до сих пор корреспондентом одного из белорусских каналов… Но все вышло иначе. В 22 года я нашла в себе смелость бросить практически все, что у меня было и посвятить себя исключительно творчеству.






С Какими материалами Вы работаете и почему остановили свой выбор именно на этих материалах?

— Первая моя кукла была из дерева. Потом начался этап лепки из скульптурного пластилина и фармовки. Сначала я делала кукол из гипса, потом — фарфора. Сейчас я выбрала оптимальный для себя вариант — лепка с нуля из самозатвердевающей глины. Когда лепишь новую куклу, не используя уже готовые формы, то постоянно совершенствуешься в скульптуре. Это для меня сейчас самое важное — постоянно повышать свой профессиональный уровень, умения. Тем более, что сейчас директор компании, которая производит мою любимую и самозатвердевающую глину, это мой хороший друг и коллекционер. А я имею возможность не только любоваться на фото своей куклы на каждой пачке darwi roc, но и участвовать советом в улучшении формулы материала.






Что Вас вдохновляет?

— Вдохновляет меня почти все. Преимущественно, конечно, люди. Точнее, эмоции, которые эти люди способны вызвать. Не смотря на устоявшийся стиль, мои куклы очень разные. От безумно красивых до страшных и пугающих. Все дело в том, что моя жизнь очень многогранна и противоречива.




Расскажите немного о Ваших куклах, как рождается образ? Создается ли эскиз и как долго идет процесс от рисунка до готовой куклы?

— Куклы рождаются постоянно в моей голове. Знаете, это ведь не просто «а не сделать ли мне девочку в голубом платье?...» обычно это сложные и сумбурные переживания, рассуждения… Я не рисую эскиз, никакой продуманности нет в моих работах изначально. Просто я начинаю работу над очередной куклой и постепенно наделяю ее символами, значениями… Колористические и композиционные решения приходят уже в процессе.




Кто создает парички, одежду, аксессуары для Ваших работ?

— Вся кукла, каждый ее миллиметр — это только моя работа. Так должно быть всегда. В противном случае куклу нельзя было бы с полным правом назвать авторской.





- Вы делаете кукол на заказ?

— Я не делаю кукол на заказ. Уже очень давно. Я не преследую в своем творчестве изначально коммерческую цель. Для меня важно донести зрителю мысль, задумку, образ, а не угодить кому-то и получить за это деньги.

- Есть ли у Вас еще увлечения помимо кукол?

— У меня маленький ребенок, семья. Учитывая, что я работаю над куклами по 14 часов в день, больше ни на что времени не остается.





— Моя последняя коллекция называлась high heels. Премьера состоялась на выставке «искусство куклы» в декабре. Эта коллекция-размышление о женщинах, постоянно балансирующих между красотой, которая спасет мир и красотой, которая требует жертв. Высокие каблуки — это метафора. Это тот 16-ти сантиметровый пьедестал, на который женщина сама себя воздвигает. При этом, шпилька ставит женщину в двойственное положение: одновременно это и сила, стойкость, самостоятельность, твердость, но вместе с тем и хрупкость, неустойчивость, шаткость положения. Одеть высокие каблуки — это всегда женский вызов обществу. И справиться с ролью женщине на пьедестале дано немногим.









Вы даете мастер-классы?

— Я их не даю.
Изредка, раза два в год я провожу мастер-шоу по просьбе компании, которая производит дарви рок.
Такие мастер-шоу я проводила во Франкфурте, Сингапуре, Ялте, Москве. Они бесплатные и собирают обычно очень много людей.








Пожелаем Галине творческих успехов, конечно же, вдохновения и много новых коллекций!


















20 фото


Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье», — объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно:«Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота — это откровение, беззащитность, оголенный нерв, — рассказывает художница. — Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, — объясняет наша героиня. — Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, — уверена Галина. — Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы — кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина — очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка — это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач — очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, — рассказывает мастер. — При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» — работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах.«Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа — обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, — объясняет героиня. — Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный — полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2—3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, — улыбаясь, рассказывает художница. — Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины — не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, — говорит мастер. — Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов:«Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно пон

Выставка Галины Дмитрук «LUX INTERIOR»


Работы Галины Дмитрук вызывают неизгладимые впечатления. Впрочем Вы можете убедиться в этом с ами, выставка продлится по 30 марта (Независимости 47, малый зал Музея современного изобразительного искусства).